Гость нашего выпуска — предприниматель, эксперт в области тахографии и дополнительного оснащения коммерческого транспорта, руководитель компании «АвтоТахограф» Иван Волчек.
— Иван, расскажите, чем занимается ваша компания?
— Мы интеграторы — изучаем рынок дополнительного оборудования (тахографы, система ГЛОНАСС), выбираем лучшее, внедряем и устанавливаем его нашим клиентам на грузовики, автобусы и прочий коммерческий транспорт.
— Какую задачу решают тахографы?
— Они нужны, чтобы водитель не засыпал за рулем. Существуют медицинские показатели — сколько времени человек может управлять транспортным средством. И на основании этого составлены режимы труда и отдыха, отраженные в законодательных нормах. Система видеонаблюдения и отслеживания фиксирует все передвижения, благодаря чему можно контролировать этот процесс — когда человек слишком долго управляет автомобилем, тахограф подает сигнал.
— Сколько водитель может быть за рулем? В чем главная причина нарушений?
— Бывают различные варианты, но в целом это не больше 8−10 часов. За «время в пути» отвечают даже не сами водители, а логисты, которые составляют маршруты. А ответственность за весь процесс несет перевозчик.
— А когда появились тахографы?
— В Европе — более 50 лет назад. А в России — в 2013 году. Тогда же было принято и первое законодательство в этой сфере. Кстати, отличие наших приборов от зарубежных в том, что они имеют блок криптозащиты, защищающий показатели от подделки.
— Ты вошел в этот тренд в это же время?
— Да. Меня пригласили развивать новую компанию. Производством российских тахографов занимаются те же компании, что и кассового оборудования. А я до этого 12 лет занимался кассовыми аппаратами, системами автоматизации и был знаком с этой сферой. Эти ниши похожи: и та, и другая регулируется государством, имеет криптозащиты, взаимодействует с фискальными органами.
Моей задачей было поднять бизнес. Было непросто, но интересно! При первой же установке мастер сжег тахограф, а продавец не справился со своими обязанностями. Помню, как сейчас. Льет питерский дождь. Стою и думаю, что делать дальше. Беру схему, сам лично разбираюсь с электроникой. Исправил. И мы вместе с новым мастером установили его.
— А как ты оказался в кассовом бизнесе?
— Электроника у меня «в крови». Помимо хоккея, танцев и фотографии, я с детства увлекался радиоэлектроникой. Она мне нравилась больше всего: 5 лет в разных кружках. Я и учиться пошел на факультет «Ремонт и обслуживание радиоэлектронной техники». В студенчестве мне было легко, в некоторых нюансах я разбирался лучше преподавателей. Через время меня пригласили работать кассовым механиком. Параллельно с этим получил диплом по специализации «Менеджмент организации», права «В» и «С», а заодно освоил и еще одну профессию — автоэлектрик. После получения «корочек» работал в различных автосервисах.
— Я знаю, что ты на своем опыте прочувствовал принципиальную разницу между гаражными сервисами и официальными дилерами и именно тогда сформировал свой подход к бизнесу.
— Самый яркий опыт я получил в сервисе Toyota, который отличали высокие стандарты качества и уровень квалификации сотрудников. Именно его я перенес в свой последующий трудовой путь.
И в противовес — давняя история из простого автосервиса, когда автомеханик назвал клиенту сумму услуги, подразумевая рубли, а тот, к его великой радости, расплатился в долларах. Я противник подобных махинаций. Я — за честные взаимоотношения с клиентами и сторонник долгосрочной перспективы. Потому делаю все качественно, без навязывания лишних услуг или завышения цен. Возможно, на первых порах это не приносит много прибыли, но сначала человек работает на «имя».
Высокие стандарты качества оборудования и расходных материалов и инструментов, а также профессионализм сотрудников, порядочность, открытость, клиентоориентированность — главное конкурентное преимущество «АвтоТахограф». Наши клиенты становятся нашими друзьями.
— Какова сегодня география твоего бизнеса?
— Расскажу, как мы открыли одну из компаний. Мы обслуживали федеральных клиентов в Питере и часть их техники уехала в Ростовскую область. Сначала мы решили пойти по стандартной практике и найти там субподрядчиков. Наш клиент привык к высокому уровню сервиса (мы всегда приезжаем с полностью оборудованным автомобилем), но на месте это предоставить не смогли. Так и был создан филиал.
Сегодня наши отделения есть в Питере, Петрозаводске и Ростовской области. В планах — собственные сервисы во всех регионах скопления коммерческого транспорта. А пока развиваем партнерскую сеть, во многих городах есть подрядчики, которые работают по нашей схеме.
— А у вас есть государственные заказы?
— Опосредованно. Например, в Питере работаем практически со всеми автобусными перевозчиками. В 2018 году за полгода мы оснастили 1300 авто, в то время как наш стандартный годовой оборот составлял 500 машин. Работали круглосуточно, приходилось привлекать дополнительные бригады. Было непросто, но мы справились.
— Многих начинающих предпринимателей интересует, как выходить на крупного заказчика.
— Сарафанное радио — самый правильный принцип продвижения. Мы работаем хорошо — нас рекомендуют. У маркетинговых стратегий В2 В, В2С, появилась альтернатива — Н2Н — «человек человеку». И сейчас эта связка вышла на первый план. Это складывается из мелочей. Помню, однажды поступил простой заказ — на калибровку, а сотрудников я уже отпустил — был праздничный день, поэтому я выехал сам, ведь для нас ценен любой клиент. И так получилось, что позднее мы вышли на сотрудничество и открыли на базе этого клиента свое подразделение.
— Ты с нуля прошел все стадии в своем бизнесе. Проверил на себе все схемы, исправил все ошибки и потом делегировал сотрудникам в том формате качества, к которому стремишься сам. Настолько руководителю важно пройти подобный путь, досконально знать весь процесс?
— Думаю, это зависит от масштаба бизнеса. В корпорации типа «Coca-Cola» скорее важны управленческие компетенции. И совсем другое дело — свой бизнес. Здесь ты должен разбираться во всем, тогда тебе никто не сможет «лапшу на уши повесить».
— А как обстоят дела с конкуренцией?
— Конкуренция — это всегда хорошо, она держит в тонусе. Мы ни с кем не воюем, а даже сотрудничаем: у нас есть направление дистрибуции, и конкурент закупает наше оборудование для своих заказчиков.
— А есть статистика, какую пользу принесли тахографы в нашей стране?
— Да, аварийность, связанная с нарушением режима работы и отдыха, снизилась на 20% (если брать годовые показатели).
Я знаю, что сейчас в разработке новые онлайн-тахографы, которые будут передавать показатели в режиме реального времени на сервер, и проверяющие органы смогут в любое время контролировать этот процесс. В параметры будет добавлено «время вождения». Мало того, браслет (или какое-то другое устройство) сможет считывать физическое состояние человека и более выносливому водителю будет разрешено дольше пребывать за рулем.
Российские законодатели уже разрабатывают правовые регламенты под это дело, так что скоро количество аварий снизится еще больше. В Европе серьезно относятся к правилам безопасности, к вопросам охраны труда. Надеюсь, и мы к этому придем.
— Скажи, а насколько легко выстраивать коммуникабельность в таком суровом бизнесе?
— Клиенты для меня в первую очередь — это люди. И в этом духе ращу свою команду, подбираю правильных ребят. Негативиста не возьму в свой коллектив, отсекаю на собеседовании. Даже если он случайно попадет к нам, то сам не выживет в нашем дружелюбном коллективе (смеется, — примеч. ред.).
— Иван, а как вы пережили пандемию?
— Все мирным путем. Пришлось временно сократить затраты на зарплату, арендодатель пошел на встречу и снизил цены. Конечно, какие-то проекты пришлось отложить. Но в целом кризис помог увидеть ценность: лопаются пустышки, а мы продаем реальный нужный продукт и услуги. Сегодня мы снова идем в рост и оборот нашей компании достиг 200 млн в год.
— Иван, наш традиционный вопрос: совет начинающим предпринимателям.
— Конечно, бизнес создается для зарабатывания денег. Но эта цель вторична. Есть и другие ценности. Знаете, это как с детьми. Можно просто родить ребенка. А можно создать семью, хорошие взаимоотношения, в результате которых у тебя появится ребенок. Так же и в бизнесе. Важно, чтобы он приносил тебе радость и чтобы клиенты были довольны.
— Спасибо, Иван, за погружение в реальный бизнес. Мы рады, что российские предприниматели тоже думают о качестве. Будет здорово, если корпоративная культура, подобная вашей, станет трендом в нашем российском бизнесе!