Гость нашего выпуска Александр Михалев, предприниматель, эксперт в области производства и переработки силикона, основатель российского производства «Силиконпром» и компании-интегратора систем доступа Pocketkey.
— Александр, для начала объясни, чем силикон отличается от резины?
— Это самый частый вопрос, который задают наши клиенты. Разница в стоимости: он в 5 раз дороже, ведь его синтез баснословно дорогой и множестве характеристик.
— В обществе много шуток и ассоциаций, связанных с силиконом: грудь, губы…
— Да. Но на самом деле, это целая отрасль с огромным ассортиментом: от сантехнических прокладок до высоковольтных изоляторов. Он применим при производстве электротехники и электроники, при изготовлении бытовой и офисной техники, в автомобиле- и самолетостроении, медицине, текстильном и бумажном производстве и мн. др.
— В чем же уникальность этого полимера?
— Во-первых, в отличие от резины и пластика, он сохраняет свои свойства при широком диапазоне температур: от — 40 до +180 градусов. Ему не страшен ни жар духовки, ни сибирские морозы. Такая термостойкость позволяет многократно обрабатывать силиконовые изделия, например, медицинские.
Во-вторых, высокая эластичность. Его удлинение может достигать 700%. А после снятия напряжения он возвращается в исходное состояние.
В-третьих, к нему ничего не прилипает: ни краска, ни чернила, ни клей. Только другой силикон, поэтому при печати используем силиконовые чернила.
В-четвертых, на его поверхности не развиваются бактерии, так что контакт с кожей безвреден.
В-пятых, он не токсичен и в процессе эксплуатации не выделяет химические вещества.
И, в-шестых, он имеет высокие электрические свойства.
— Расскажи, как ты стал химиком?
— В школе хотел стать хирургом. Но в один прекрасный момент химия поглотила меня, я так увлекся, что времени на биологию уже не осталось. И в итоге я стал студентом Московской государственной академии тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова. До сих пор горжусь, что закончил этот вуз. С третьего курса как мастер-технолог трудился на заводе, где кроме опыта реального производства получил и управленческий. Работая на инженерной специальности, занимался вторичной переработкой латекса.
Практически сразу после выпуска я попал в частный бизнес по производству контрольных браслетов из бумаги, пластика и пленки. Это было первое производство такой продукции в России, которое я поднял с нуля.
Через 2,5 года вышел в свободное плавание. Но когда на третьем собеседовании на вакансию «начальник производства» мне отказали, заявив, что в свои 25 лет я не смогу руководить коллективом взрослых самоуверенных людей, я понял, что надо идти по другому пути. И тогда, освободив гараж, я купил необходимый минимальный набор для производства браслетов и запустился. Заказал форму, купил печку, миксер, мешки с сырьем. Пока это был полимерный материал, но грезы о силиконе уже были в моей голове. Моя первая инвестиция составила 30 тысяч рублей. Это был 2012 год.
— Ты прямо из гаража начал продавать браслеты?
— Будучи начальником производства, я обрел связи, у меня были дистрибьюторы-реализаторы.
Через время я нашел площадку — партнёрское производство силикона, которой передал чертежи и идеологию. Они производили, я — продавал. Это было знаменательным событием: моя мечта сбылась. Первым продуктом стал браслет для механического ключа, идею которого придумали корейцы.
— А как вы растили обороты этого девайса индустрии спорта, лидером продаж которого являетесь и сегодня, имея 70% рынка?
— Была создана торговая компания Pocketkey, с отделом продаж, с логистами, с маркетологами. Мы сделали линейку браслетов в разном дизайне и цвете. Рынок реагировал, начались заказы, увеличились объемы: тысячи, десятки тысяч, а потом и миллионы изделий.
Позднее я решил производить браслеты с электронной меткой, нашел хороших поставщиков электронных замков в Китае. Так у нас появился второй продукт. Кстати я придумал застежку, как у Apple Watch, намного раньше, чем на рынке появились эти часы.
— Ого! Предвосхитил! Очередной прорыв!
— И новая концепция — индивидуальный браслет как собственность посетителя. А старая концепция — многоразовый браслет напрокат для прохода в зал, отжила. В 2016 году во всех фитнес-клубах и аквапарках страны крутился наш ролик: «Один браслет — много возможностей», ведь с его помощью человек может зайти в клуб, открыть шкафчик, активировать тренажёр или солярий, оплатить услугу, купить энергетический напиток. Тогда же мы первыми в России и Европе внедрили биометрические системы доступа в индустрии фитнеса и спорта — «браслеты фейс контроль».
А дальше мы пошли осваивать массовый продукт — силиконовые формы для выпечки. Нашим первыми потребителями стали хлебозаводы и кондитерские фабрики. Позднее — частные кондитерские и дистрибьютеры.
— Ты начинал с производства силиконовых браслетов для фитнес-клубов, а сейчас это часть большой системы контроля доступа Pocketkey…
— Да, браслеты из силикона стали основой для масштабирования бизнеса. Сегодня наши потребители — не только спортивные учреждения, но и любые предприятия с системами доступа, например, Московский метрополитен, образовательные учреждения — так, в рамках системы «Московенок» родители, благодаря нашим электронным носителям могут отследить передвижения ребенка в школе и режим его питания.
— Ты — новатор! Придумал идею, создал в России целое направление бизнеса!
— Как-то в пробке видел в авто успешного парня, у которого на руке «Ролекс», а рядом с часами — наш браслет. Такие моемнты очень радуют!
— Насколько мне известно, с 2022 года у тебя в Московской области работает производство по переработке силикона, верно?
— Да. Я принял решение сделать перезапуск производства с расчетом захватить больший рынок, создать новые интересные проекты, освоить другие сферы применения. Так что сегодня мы делаем упор и на другие товары: это специальные детали для электронных устройств, детских изделий, около медицинской и с/х продукций.
— Расскажи, как ты тестируешь востребованность будущего товара? Как приходит понимание, какую новинку готовить к производству?
— Сегодня главный фактор для принятия решения — потребность в импортозамещении. До санкций исторически все закупалось в Европе. А сейчас наш главный конкурент — Китай, который последнее время сильно подтянул качество.
— В чем преимущество вашей бизнес-модели перед азиатской?
— Наши технологии основаны на чертежах российских технологов и поэтому ее легко воспроизвести или скорректировать. В связи с тем, что оснастка находится в России, короче сроки производства. Сняты логистические риски. Кроме того, нам легче удовлетворить технологические запросы соотечественников. Плюс, мы всегда работаем быстро и качественно. А еще у нас — разнообразие и индивидуальный подход: делаем логотипы, работаем под заказ.
— На Валбериз китайская форма стоит 200 рублей, а у вас 450 рублей. Почему?
— Дело в качестве сырья. Это я как эксперт-химик официально заявляю. Сырье имеет разные ценники и бывает, пищевым, медицинским, техническим. Последнее может нанести вред, если его применять не по назначению. Будьте осторожны при покупке.
— Думаю, к твоим советам стоит прислушаться: направление, в котором ты работаешь, очень специфическое и в нашей стране насчитывается всего 10 профильных специалистов, включая тебя. А по каким еще причинам цены на азиатскую силиконовую продукцию ниже?
— Супермассовый выпуск. Западный мир для этого использует автоматизацию и высокие технологии, а китайцы делают миллионные тиражи за счет многочисленной рабочей силы. Но качество при этом страдает.
— Александр! Мы подготовили блиц опрос. Первый вопрос: твой девиз по жизни?
— Идти вперед и не останавливаться.
— Любимое занятие?
— Работа.
— Образование или воспитание?
— Я думаю, что образование с элементами воспитания.
— Риск или стабильность?
— Оправданный риск.
— Книги, которые на тебя повлияли?
— «Источник» Айн Рэнд, «Моя жизнь, мои достижения» Генри Форд.
— Любимый фильм?
— Сериал «Молодой папа». Мне нравится философское кино.
— Главная ценность?
— Честность. Думаю, что было бы неплохо, если бы люди чаще говорили действительно то, что они думают.
— Главный навык?
— У меня их два. Готовность в любом состоянии, даже стрессовом, собраться и выдать результат. И второе — доводить дела до конца.
— Твои «три всегда»?
— Всегда доводить дело до конца. Всегда уважать окружающих. Всегда слушать себя и доверять себе.
— Твои «три никогда?
— Никогда не надо обманывать партнеров, близких людей, ну и вообще никого. Никогда не говори «никогда». И третье — никогда не покупайте дешевые некачественные силиконовые вещи, это может быть опасно для здоровья.
— Если обобщить весь твой профессиональный и жизненный опыт, какой совет ты можешь дать читателям, предпринимателям?
— Не падать духом и не останавливаться. Если есть четко сформулированная цель и внутреннее ощущение, все идеи будут реализованы. Нет нерешаемых задач. Главный совет — верить в успех, идти вперёд. Слышать себя, доверять себе.
— Спасибо, Александр!